Функциональная грамотность

«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и  социальных отношений»
                                                                                                        А. А. Леонтьев

 

Из Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":

  1. Определить следующие национальные цели развития Российской Федерации (далее - национальные цели) на период до 2030 года: а) сохранение населения, здоровье и благополучие людей; б) возможности для самореализации и развития талантов; в) комфортная и безопасная среда для жизни; г) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство; д) цифровая трансформация.
  2. Установить следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году: б) в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов": вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.

Виды функциональной грамотности

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

  Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.  

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

 

План мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ № 208 на 2024-2025 учебный год

 

 

Информация для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся:

В октябре-ноябре 2024 года проводятся работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов с использованием электронного банка  заданий на портале Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/  (естественно-научная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность)

 

Информация для педагогов

  1. Единое содержание общего образования. Функциональная грамотность (https://edsoo.ru/metodicheskie-seminary/ms-funkczionalnaya-gramotnost/)

 

  1. Единое содержание общего образования. Функциональная грамотность как залог развития разносторонней личности  (https://edsoo.ru/2024/02/26/funkczionalnaya-gramotnost-kak-zalog-razvitiya-raznostoronnej-lichnosti/)

 

Базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности

 

  1. http://skiv.instrao.ru/content/board1/        

ФГБНУ Институт развития образования РАО. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»

  1. https://prosv.ru/pages/pisa.html

Издательство «Просвещение», серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»

  1. https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents 

Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

  1. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti 

ФГБНУ ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)

  1. https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa 

ФИОКО. Открытые задания PISA

  1. https://profcentr.ggtu.ru/images/documents/izd_function.pdf

Функциональная грамотность в современном образовании

  1. https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa

Банк заданий PISA