«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Из Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
Виды функциональной грамотности
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Информация для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся:
В октябре-ноябре 2024 года проводятся работы по оценке функциональной грамотности обучающихся 8-9-х классов с использованием электронного банка заданий на портале Российской электронной школы https://fg.resh.edu.ru/ (естественно-научная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность)
Информация для педагогов
Базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности
ФГБНУ Институт развития образования РАО. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Издательство «Просвещение», серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
ФГБНУ ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
ФИОКО. Открытые задания PISA
Функциональная грамотность в современном образовании
Банк заданий PISA