«Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Из Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года":
Виды функциональной грамотности
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.
Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
Единый день функциональной грамотности в Санкт-Петербурге
Информация для обучающихся и родителей (законных представителей) обучающихся:
Информация для педагогов:
ЦИКЛ ВЕБИНАРОВ
«Методическое сопровождение диагностических работ
по функциональной грамотности обучающихся 8 и 9 классов общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга»
Время работы: 14.00-14.30 (читательская грамотность, 8 класс)
Спикер: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Время работы: 14.30-15.00 (математическая грамотность, 9 класс)
Спикер: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Ссылка для подключения:
https://vk.com/video-212454770_456239431
Время работы: 15.00-15.30 (математическая грамотность,8 класс)
Спикер: Абдулаева Оксана Абдукаримовна, к.п.н., доцент, доцент кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Время работы: 15.30-16.00 (естественнонаучная грамотность,9 класс)
Спикер: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Ссылка для подключения:
https://vk.com/video-212454770_456239432
Время работы: 15.00-15.30 (естественнонаучная грамотность,8 класс)
Спикер: Киселев Юрий Петрович, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Время работы: 15.30-16.00 (читательская грамотность, 9 класс)
Спикер: Свирина Наталья Михайловна, д.п.н., профессор, профессор кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО
Ссылка для подключения будет размещена 01.12.2022 на сайте Комитета по образованию по адресу: https://k-obr.spb.ru/napravleniya-deyatelnosti/fgos/
Базы материалов для формирования и оценки функциональной грамотности
http://skiv.instrao.ru/content/board1/
ФГБНУ Институт развития образования РАО. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов РФ в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
https://prosv.ru/pages/pisa.html
Издательство «Просвещение», серия «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
https://fg.resh.edu.ru/?redirectAfterLogin=%2Ffunctionalliteracy%2Fevents
Российская электронная школа. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
ФГБНУ ФИПИ. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности
(VII-IX классы)
https://fioco.ru/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B0%D1%87-pisa
ФИОКО. Открытые задания PISA
https://profcentr.ggtu.ru/images/documents/izd_function.pdf
Функциональная грамотность в современном образовании
https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
Банк заданий PISA